В странах Европы за последние десять лет велотуризм приобрел просто массовое распространение. Его приверженцы считают, что только путешествие на велосипеде по незнакомой стране позволяет наиболее ближе с ней познакомиться. Ведь в этом случае между вами и окружающим миром нет стекол экскурсионного автобуса или вашего автомобиля, в котором вы проноситесь на большой скорости мимо действительно интересных мест. Только велосипед предоставляет вам возможность самостоятельного выбора маршрута для осмотра тех мест, которые интересны именно вам, а не организаторам поездок. Велосипед позволяет съезжать с асфальтированных дорог и прокладывать себе путь по лугам, лесам и побережью.

В случае, когда мы едем в Финляндию на велосипеде, то перед нами открываются просто неограниченные возможности не только в плане знакомства с этой удивительной и прекрасной северной страной, но также и в приобщении к культуре велосипедного туризма.

Велотуры по дорогам Финляндии

Любители активного отдыха на дорожных велосипедах из Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже давно сделали для себя два важных вывода. Во-первых, это то, что только в Финляндии они узнали, что такое настоящие велодорожки и как правильно необходимо их сооружать. А второе, это то, что в Финляндии внимание к удобствам велосипедистов, их потребностям и особенно к безопасности их передвижения уделяется не меньше, чем, скажем, к безопасности пешеходов.

Если сравнивать велотуры по другим европейским странам, то путешествие на велосипеде по Финляндии будет самым дешевым по сравнению с любой другой европейской страной. Даже в сравнении с Францией, которая считается законодательницей в мире велосипедного спорта или Бельгией, где даже премьер-министр страны спокойно приезжает на работу на двухколесном транспорте в общем пелетоне  государственных чиновников. Так вот, велотур по Франции протяженностью до 400 километров в среднем будет стоить порядка 1800 евро, а тур по архипелагу Турку в Финляндию длинной в 350 километров обойдется туристу максимум в 500 евро. Но это совершенно не говорит о том, что в Финляндии созданы худшие условия для велотуризма, нежели во Франции, скорее даже наоборот. Просто в Финляндии инфраструктура велосипедного туризма достигла уже такого уровня, когда не требует больших инвестиций, да и цены на проживание и еду в этой скандинавской стране все же ниже, нежели в странах континентальной Европы.

Еще один плюс в выборе Финляндии как страны для путешествия на велосипеде, это ее близость. Жители северных регионов России вполне спокойно могут пересечь финско-российскую границу на велосипеде, главное иметь открытой шенгенскую виза. А нужно сказать, что финские диппредставительства и открываю и продлевают такие визы весьма охотно и оперативно, что, кстати, начинает приносить им даже некоторые неудобства. В шенгенской визе есть один нюанс, вам не обязательно въезжать в ту страну, консульство которой вам ее выдало, по этому, некоторые наши туристы оформляют визу в финском представительстве, а сами едет в другую европейскую страну. Пришлось финским дипломатам даже выступить с разъяснениями о правилах пользования такими визами. Но это мы отвлеклись.

Учитывая то, что в Финляндии достаточно много собственных велосипедистов, причем в городах их значительно больше, нежели в сельской местности, правительство страны давно озаботилось созданием для них специальных условий. Особенно это видно по количеству специальных велодорожек, которые зачастую проектируются и прокладываются таким образом, чтобы они не пересекались не только с автомобильными дорогами, но даже с тротуарами для пешеходов. Конечно, в городах этого добиться тяжело, особенно в районах старинных застроек, но при планировке новых микрорайонов, это требование и учитывается и выполняется.

Когда мы едем в Финляндию, не важно, на велосипеде, или на автомобиле, то обязательно должны ознакомиться с правилами дорожного движения, которые действуют в этой стране. В отношении езды на велосипеде они довольно просты. Во-первых, если есть специальная дорожка для велосипедистов, то двигаться необходимо строго по ней. Во-вторых, езда на велосипеде по автостраде запрещена. Автострады отмечаются специальным дорожным знаком, на котором изображена белая дорога, уходящая в зеленую даль. И, в-третьих, если велодорожки нет, то можно спокойно ехать как по автодороге (но не по автостраде), так и по тротуару.

Инфраструктура велосипедного туризма в Финляндии

В Финляндии наши велосипедисты впервые встретились с таким видом дороги, как велопуть. Что такое велодорожка, все знают, это, как правило, часть автомобильной дороги, которая отделена ограничительными знаками как от дорожек для пешеходов, так и от проезжей части для автомобилей. При этом велодорожка является неотъемлемой частью автомобильной дороги и двигаясь по ней, велосипедисты составляют единый транспортный поток с пешеходами и автомобилями, правда с различной скоростью движения, но в общем направлении.

 В Финляндии пошли дальше и построили целую инфраструктуру независимых от других дорог велопутей. Они редко прокладываются параллельно автомобильным трассам, изобилуют виражами и поворотами, но по ним могут двигаться исключительно велосипедисты. Даже гужевому транспорту запрещено выезжать на такие велопути. В первую очередь это связано с безопасностью велосипедистов, чтобы они не въехали на скорости в телегу или бричку. А во-вторых, и это, наверное, главное, из-за асфальтного покрытия таких путей. Оно значительно тоньше, нежели на автодорогах и рассчитано исключительно на вес велосипедиста, хотя необходимо отметить, что качеству покрытия этих велопутей может позавидовать большая половина российских автострад, не говоря уже о просто автодорогах.

В каждом финском населенном пункте можно отыскать по пути следования велодорожек специально оборудованные велостоянки. При этом, большая часть из них бесплатная, но встречаются и платные с охраной, хотя случаи угона велосипедов в Финляндии довольно редки, так как и велосипеды продаются по доступным ценам, да и уровень преступности ниже даже некоторых европейских стран.

Теперь несколько слов об обеспечении велотуристов местами для отдыха, ночлега, а также пунктами питания. Территория Финляндии не такая уже и большая и достаточно обжита. Достаточно приобрести в любом газетном киоске или книжном магазине карту велосипедных маршрутов, и вы сразу увидите, что на всем протяжении пути оборудованы специальные площадки, которые на карте помечены знаками. На таких площадках можно и палатку разбить и костер развести, так как на них заранее приготовлен запас дров. А если не хотите провести ночь в палатке, то спланируйте свой маршрут так, чтобы останавливаться в населенных пунктах, даже если это будет небольшой хутор, то хозяева всегда найдет вам место и для ночлега и накормят.

В заключение хочется пожелать вам приятного путешествия и дать маленький совет – финны очень гостеприимный народ и весьма уважительно относятся особенно к тем, кто приезжает к ним на велосипедах, так как этим вы оказываете уважение к природе их страны, по этому, старайтесь соблюдать их правила поведения и тогда ваша поездка будет по настоящему приятна.