На протяжении многих веков финны шли к своей независимости. Продолжительный период времени они были под управлением шведской королевской семьи, после чего их приняла в свой состав Российская империя. Все эти изменения в государственности протекали на фоне постоянного соперничества шведов и, вначале новгородцев, а затем и российских монархов, за обладание этой территорией. В данном случае новгородцы не зря отделены от российских царей, так как продолжительное время Великий Новгород считал себя независимым от правления Москвы и проводил свою политику расширения земель за счет своих северных соседей. Мало кто из финнов сейчас вспоминает о том, что до середины XIV-века практически половина финских земель находилась под контролем новгородцев.

В настоящий момент тяжело проследить пути распространения христианской религии среди финского населения, можно только сделать некоторые предположения. Учитывая то, что в XII-м веке христианство пришло в Швецию и среди первых христианских проповедников до нашего времени дошло имя монаха Генриха, стоит сделать вывод, что Римская католическая церковь опередила Константинополь в распространении своей ветви религиозного восприятия христианства.

Как бы то ни было, Святой Генрих сейчас является небесным покровителем Финляндии, и основные церкви Финляндии построены в соответствии с лютеранскими религиозными требованиями, так как более 85-ти процентов населения современной Финляндии считают себя приверженцами именно этого течения христианства.

И первый пример тому, Церковь Святого Генриха в городе Пюхтяя, дата возведения которой в 1460 году, совпадает с началом укрепления христианства в Финляндии. В настоящий момент она интересна историкам и туристам тем, что практически полностью сохранила свой наружный и внутренний облик со времен финского средневековья.

Исследователей развития лютеранства в Финляндии несомненно всегда интересовал Кафедральный Собор в городе Порвоо, который многократно разрушался, и с таким же упорством восстанавливался местными властями и жителями города. В настоящий момент этот собор продолжает свое действия, имея многочисленных прихожан на своих службах, а также он известен тем, что у его алтаря установлена статуя российского императора Александра Первого.

Если Собор в Порвоо изначально строился как католический, то церковь в Элимяки возводилась уже как истинно лютеранская, и ее основное строение было возведено в 1638 году. Однако в 1678 году она претерпела существенной перестройке, когда Петтер Ломан, под воздействием влияния архитектурных веяний церковного строительства из Швеции, переустановил все внутренние и внешние помещения церкви в форму равностороннего христианского креста.

После этого именно в таком архитектурном стиле начали возводиться новые лютеранские церкви Финляндии и перестраиваться старые. Его отличие от церквей католического направления христианства, которое главный акцент делало на внешние атрибуты богослужения, такие как алтарь и процесс проведения мессы с длительными молитвами и многократным пением псалмов, состоит в строгости внутренних интерьеров. С этого периода церкви Финляндии возводятся без пышности и изобилия золотого декора, статуй и надгробий, тем самым отражая основной постулат лютеранства – отказ от роскоши и всего, что отвлекает от общения с Господом.

 Эта черта лютеранства весьма выразительно отразилась и в повседневной жизни финнов, в которой четко просматривается лаконичность, спокойствие и конкретность в каждой сфере их деятельности.

Яркими примерами такого подхода к строительству религиозных сооружений служит построенная в 100-та километрах от Хельсинки церковь «Ruotsinpyhtään kirkko» на берегах речки Кюми, а также церковь «Lappeen Marian kirkko» в городе Лаппеенранта. Первая была построена в 1768-м году, а вторая в 1794-м.

Следует отметить тот факт, что как и все церкви Финляндии того периода времени, они были построены из дерева, основного строительного материала этой страны. В те времена все жилые, хозяйственные и производственные строения возводились исключительно из дерева, пока после многочисленных пожаров, которые уничтожали финские города до основания, в XIX-веке финны решили поистратиться и таки перейти на каменное и кирпичное строительство. Тем более что к этому времени наладилось не только морская связь со странами, производящими кирпич, но наладилось и собственное производство, правда такое же немногочисленное, как и в наше время.

Но это было незначительное отклонение в нашем обзоре, окончить который хотелось бы на Кафедральном соборе в Хельсинки, перед которым установлен памятник российскому императору Александру Второму, который своим указом от 1812 года даровал Финляндии первую в ее истории независимость. В Соборе установлены скульптуры всех двенадцати апостолов, особенность которых в том, что отлиты они из цинка.